Лекции

У всех семей есть что-то интересное, необычное, что-то такое, о чём хотелось бы рассказать всем. А как же можно это сделать? Как рассказать всем о своей семье? Поговорим о семейных гербах, генограмме, девизах семьи.
В видео будет интерактив в виде арт-техник, которые мы выполним прямо на занятии, это способствует сплочению семей и реализации конкретных задач участников процесса.

Пожалуйста, приготовьте цветные карандаши, ручку и листок бумаги.

Спикер: Григоровская Екатерина Геннадьевна — семейный психолог, преподаватель психологии, арт-терапевт, ведущая тренингов и семинаров.

За последние сто лет свадьба в России кардинально изменилась, причем неоднократно.

Традиционный свадебный обряд был трансформирован в годы советской власти. Во второй половине 1960-х годов, на волне развития новой советской обрядности была сформирована свадьба в том виде, как мы ее знаем сейчас.

Возможности, появившиеся в последние десятилетия, позволяют добиться разнообразия ритуальных форм. Но при всех исторических трансформациях свадьба сохраняет неизменной свою антропологическую суть – она является обрядом перехода, сопровождающим смену социально-возрастного статуса.

Спикер: Дмитрий Громов — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук.

Понятия «миллениал», «зумер», «бумер» прочно вошли в современный русский язык, ими легко манипулируют маркетологи, политики и публицисты. В лекции мы обсудили, что такое вообще теория поколений, когда она появилась и с какими социальными и культурными условиями это было связано. Второй сюжет для обсуждения – происхождение указанного лексикона и вопрос о том, насколько он соотносится с реальностью вообще и российской реальностью в частности. Наконец, самый важный вопрос – что делает теорию поколений такой востребованной в современной культуре?

Спикер: Виталий Куренной — директор Института исследований культуры НИУ ВШЭ, научный редактор журнала «Логос».

На online-лекции «Все начинается с семьи» мы поговорим о семейных взаимоотношениях и поднимем вопросы воспитания и эффективного общения родителей с детьми. Первые жизненные уроки ребенок получает именно в семье. Наблюдая за отношениями отца и матери в повседневной жизни, он усваивает определенную модель взаимодействия между мужчиной и женщиной. Именно эта модель во многом будет определять дальнейшее поведение ребенка в социуме.

Мы обсудим секреты эффективного общения родителей с детьми и ответим на вопросы:

— что же такое психологическое здоровье семьи и как создать в ней благоприятный микроклимат;

— как сохранить и улучшить взаимоотношения с собственным ребенком;

— какую роль, функцию выполняет семья для ребенка;

— в чем заключается психологическая поддержка ребенка в семье и др.

Спикер:

психолог «МБУ «ММЦ «Родина» СП «Центр неформального образования и психологической помощи молодежи «Шанс», Титова Марина Вадимовна, практикующий психолог, специалист в области детской и возрастной психологии, бизнес-тренер.

Елочная игрушка – явление уникальное и парадоксальное. Возникшая как одноразовое праздничное украшение, хрупкая и эфемерная, она бережно хранится и передается в семьях из поколения в поколение, а ящик с игрушками оказывается контейнером семейной и даже коллективной памяти.

Елочную игрушку производят массово, тысячами штук, и все-таки в ней сохраняется ручная работа, делающая каждый шарик или фигурку индивидуальными.

Елочная игрушка – воплощение частной жизни, уютного семейного Нового года, но на протяжении десятилетий она использовалась для того, чтобы продвигать актуальную политическую повестку и ценности государства. Поэтому она оказывается не просто милым элементом праздника: в елочной игрушке отражается история нашей страны за последние сто лет.

На встрече мы поговорили о нашем общем новогоднем наследии: о том, как в нашем быту появилась елочная игрушка и что она означает в ритуале встречи Нового года, как готовились к Рождеству в XIX веке, о том, как елку запрещали и снова разрешали в XX веке, как елка переживала войны и
революции, что символизируют советские елочные игрушки, как елочная игрушка отражает не только события, но и визуальную культуру своей эпохи.

Спикер: Дарья Радченко – городской антрополог, старший научный сотрудник РАНХиГС, замруководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка».

Празднование нового года в Допетровской Руси существенно отличалось от привычного нам.

Новолетие приходилось на март или сентябрь, пышного торжества по случаю наступления Нового года долгое время не было вовсе, а когда оно появилось, в XVII веке, имело исключительно официальный характер и, вероятно, не воспринималось как личный и семейный праздник обычными людьми.

За поздравление с Новым годом даже можно было получить выговор! В широком смысле новолетие связано с особенностями восприятия времени и календаря в эпоху Средневековья, которое также не во всём соответствовало современному. Об этом и других особенностях календарно-хронологической культуры узнаем в нашей лекции.

Спикер: Аркадий Тарасов – кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Современная культура увлечена памятью о прошлом и ее репрезентацией. Появляются новые направления исследований, которые фиксируют ценность представления исторических знаний (например, Public History). Все чаще выходят на экраны сериалы и фильмы, ностальгирующие о бывшем или предлагающие ретроманские догадки «а что было бы, если…». Журналисты организуют проекты, в которых собирают свидетельства очевидцев и таким образом создают медиа мемориалы. Очень часто вся эта активность сосредоточена не столько вокруг памяти отдельных людей, сколько вокруг коллективного переживания прошлого и своей/чужой роли в его течении. Но можно ли утверждать, что люди коллективно разделяют какие-то общие воспоминания? Даже если речь идет о сообществах, собирающихся вокруг общих травмы или триумфа? В лекции мы поговорим о том, что такое коллективная память и работает ли она.

Спикер: Оксана Мороз – культуролог, доцент Департамента медиа НИУ ВШЭ, автор Блога злобного культуролога.

Рождество и Новый год – как один большой и долгий праздник – вдохновляет, радует, дарит надежду. А ещё это главный семейный праздник, время для родных и близких. В каждой стране свои традиции и, главное, своя история празднования Рождества и Нового года.

На нашей лекции мы обратились к произведениям искусства, которые помогут узнать о традициях в России. Мы поговорим об истории праздника, как менялось его восприятие, появлялись одни привычки и исчезали другие. Вспоминая историю нашей страны, не забыли и о том, что Рождество запрещали, а потом всё же разрешили праздновать Новый год, куда вернулось многое из традиций дореволюционной России.

Нам помогли произведения искусства XIX и XX века русских живописцев, графиков и фотографов. Картины Васнецова, Рериха, Кустодиева, Коровина, Решетникова и других художников ярко передают атмосферу зимних праздников. Мы коснулись и примера европейских стран, а также Америки. Герои Рождества, открытки, картины – всё это ярко и красноречиво расскажет о Рождестве и сделает новогодние каникулы интереснее.

Спикер: Алина Аксёнова – историк искусства, преподаватель, публичный лектор, автор книги «История искусства. Просто о важном».

Меню